Previous Entry Share Next Entry
Феномен клипового мышления в условиях современного информационного пространства
полезное образование, образование, интересное образование
ieducation

Не забудьте подписаться на наш проект - http://vk.com/ieducation  -  полезные знания.

Совокупность результатов семантической деятельности человечества – информационное пространство – сегодня заключает в себе огромные объемы текстовых, визуальных и аудио материалов. Перенасыщение информационной среды повлекло за собой с одной стороны потребность человека в усвоении как можно большего объема информации за меньшее количество времени, а с другой – качественные изменения в формате самой информации. Возникла устойчивая тенденция к фрагментарному представлению информации с доминантой на ее количестве, а не качестве. Сегодня традиционный линейный текст постепенно теряет свою актуальность: его вытесняют яркие заголовки и короткие статьи, главная задача которых – создать не логическое представление, а эмоциональное отношение к происходящему. Смена линейного текста гипертекстом привела к разрозненности информации и одномоментному существованию многих каналов ее получения. Данные изменения детерминировали возникновение такого феномена, как «клиповое мышление».

«Сlip» в переводе с английского обозначает «стрижка, быстрота, отрывок, нарезка». Термин «клиповое мышление» больше соотносится с последним значением и отсылает нас к принципам построения музыкальных клипов - к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии - при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, и постоянно требует новых.

Особенность клипового мышления заключается в том, что человек, обладающий им, умеет — и любит — быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Главное его достоинство — большая скорость обработки информации. Важная особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации. Клип действует в обход анализа, создавая новые пути и скорости восприятия. Негативной стороной клипового мышления является неспособность человека к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, у него снижена способность к аналитической деятельности.

Подобный тип мышления вырабатывается при длительном потреблении информации во фрагментарном, мозаичном и препарированном виде, а именно такой формат навязывает современное информационное пространство. Поэтому распространение клипового мышления большей частью приходится на подростков и молодежь – самых активных потребителей различных медиа-ресурсов.

Дети в средней школе сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно — изложения. Старшеклассники не способны анализировать учебный материал, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и не могут осилить произведения классической литературы. Происходит резкое снижение коэффициента усвоения знаний, появляется противоречие между форматом информации в учебном процессе и фрагментарным представлением информационных продуктов СМИ, телевидением и Интернетом.

Для борьбы с клиповым мышлением разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но бороться с клиповым мышлением — значит приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования, закрепляя разрыв этих систем, отрыв учащихся и школы от господствующего образа жизни. Необходимо понимать, что клиповое мышление – это способ адаптации к современным информационным условиям. Следует не бороться с клиповым мышлением как таковым, а учитывать его сущностные особенности при построении образовательного процесса, в учебной и внеучебной деятельности подростков и молодежи.

Какие же можно предложить подходы для решения этой задачи?

Прежде всего, отметим, что мы не случайно обозначили «клиповое мышление» как феномен. Исследование с позиций феноменологии позволяет рассматривать мир через его непосредственное созерцание и феноменологические редукции и помнить, что мир принимается субъектом пристрастно структурированным, а характеристики этого процесса суще­ственно связаны с опытом пережитых деятельностей – человек «вычерпы­вает» субъективный образ из объективного Мира, не фотографирует его, но синтезирует в себе. [2]  В этом обращении к субъективной семантике видится одно из возможных направлений работы с носителями клипового мышления. В клипе смысл образуется не языком понятий, а визуальным рядом и ритмом, возникает не абстрактно-логический, а ассоциативный семантический ряд, осуществляется переход от объективного к субъективному, к личностному пространству человека. Это означает, что развивающие задания для современного подростка могут и должны быть связаны с искусством, как способом познания и освоения окружающего мира через создание субъективных образов.

       Например - задания на создание метафор, как текстуальных, так и визуальных. Сущностный смысл метафоры – в резком «сближении» и сопоставлении образов, принадлежащих обычно далеким друг от друга смысловым сферам. Как и клип, метафора позволяет радикально сократить путь от одного образа к другому, выбрасывая из системы рассуждений целые связки импликаций и цепочки причинно-следственных связей, опирается только на интуитивное схватывание «сущности» описываемых явлений. Детерминация в метафорическом контексте происходит вне значения - возникает особое напряжение между значением и вне его лежащим представлением, эта напряженность и составляет очарование метафоры, но составляет и главную трудность при ее создании. Подчеркнем, что метафора всегда потенциально множественна и дает возможность создания бесконечного числа индивидуальных образов, соединяющих разнородные объекты в разных ракурсах и контекстах и акцентирующих внимание на какой-то одной детали, открытой взгляду именно в данный момент. Метафора выстраивает семантическое пространство вокруг себя и выступает в качестве его смыслового центра, что делает ее универсальным инструментом генерирования новых смыслов и эффективным методом интеллектуального развития не столько через логику, сколько через творчество – путем создания коротких, но емких и напряженных «образов – индивидуализаций».  

Другую конструктивную идею нам подсказывает тот факт, что при постоянном взаимодействии с крайне разнородными информационными объектами человек заранее не знает, в какой категориаль­ной системе придется работать – имеет место отсутствие их априорной семантизации – а значит, при встрече с такими объектами выбор кате­гориального контекста осуществляется самостоятельно, на высокой скорости и в основном интуитивно.  [1]  Такая  способность обладателя клипового мышления к многозадачности и «разнозадачности» позволяет говорить об общих характеристиках клипового и творческого мышления:  семантическая спонтанная гибкость (способность к работе с большим количеством разнообразных идей), оригинальность (способность воспринимать и продуцировать отдаленные ассоциации и нестандартные решения), подвижность (быстрый переход от одного аспекта проблемы к другому, принятие разнообразных точек зрения). В отличие от линейного логического, у такого мышления совсем другая интенсивность внутренней работы: оно концентрируется недолго, но глубоко и творчески – ибо не только воспринимает, но и авторски реконструирует окружающий мир.  А значит, возможно продуктивное использование в образовательном процессе элементов технологий развития творческих способностей (Э.П. Торранс, Г.С. Альтшуллер и др.) - заданий на сравнение, обобщение, анализ и синтез в интерактивной, игровой, графической и модельной формах. Все это позволит повысить заинтересованность молодого человека в обучении, развить как аналитические, так и творческие способности.

Авторы работы: 
Ромашина Е.Ю., Тетерин И.И. 
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Литература

1.           Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/ Е.Ю. Артемьева. – М., 1999. - 350 с.

2.            Леонтьев, А.Н. Образ мира// Избранные психо­логические произведения: В 2 тт. М.: Педагогика, 1983. - С. 251—262.


?

Log in